К списку событий Завершены крупные инфраструктурные проекты

Завершены крупные инфраструктурные проекты

В этом году в России было завершено рекордное количество гигантских инфраструктурных проектов – построены Крымский мост, платная автодорога Москва – Санкт-Петербург, газопроводы в Китай «Сила Сибири» и в Турцию «Турецкий поток». Мост обошелся государству в 228 млрд руб., дорога стоила 520 млрд руб., из которых 70% тоже пришлось на бюджет. Затрат на строительство трубопроводов «Газпром» не раскрывает. Известно лишь, что «Сила Сибири» должна была обойтись в $55 млрд, «Турецкий поток» – в $7 млрд.

Итого на круг выходит астрономическая цифра – около 4,5 трлн руб. Пусть эти траты и были растянуты на несколько лет. Для сравнения, в следующем году расходы бюджета составят 19,5 млрд руб., а за 16 лет правительство скопило в Фонде национального благосостояния 7,9 трлн руб.

Спора нет, Россия огромная страна с неразвитой инфраструктурой. Нам нужны новые мосты и дороги, причем не только автомобильные, но и железные. Например, уже несколько лет обсуждается целесообразность организации высокоскоростного железнодорожного движения и возможный маршрут для него. В качестве альтернативы рассматривается возможность строительства новой автодороги, скорее всего платной, Москва – Казань. Но денег мало. Поэтому для правительства критически важно правильно выбрать нужные проекты, чтобы получить от них максимальную отдачу для экономики.

«Газпрому» же нужно укреплять позиции на существующих рынках и осваивать новые. А о необходимости поставок газа в Китай разговоры идут с начала 2000-х гг. Другой вопрос, что стоимость «Силы Сибири» и, что еще более важно, формула цены поставок – тайна за семью печатями. Поэтому далеко не факт, что поставки газа в Китай окажутся очень выгодными для «Газпрома».